Елисеева Екатерина Александровна персональный сайт педагога
Рабочая программа 2016-2017 подготовительная группа
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа подготовительной группы является документом, представляющим модель образовательного процессаМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детскогосада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности попознавательно-речевому направлению развития детей второй категории № 62«Рябинка». Рабочая программа подготовительной группы разработана на основепримерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» подредакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. и направлена на создание условий развития ребенкаоткрывающих возможности для его позитивной социализации, его личностногоразвития, развития инициативы и творческих способностей на основесотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видамдеятельности; на создание развивающей образовательной среды, котораяпредставляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа разработана в соответствии с нормативнымиправовыми документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 № 273-ФЗ - «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013 г.№ 1155 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования» - Постановление Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 15 мая 2013 г.N26 г.Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режимаработы дошкольных образовательных организаций»
1.1. Цели и задачи программы
Цели программы:
- повышениесоциального статуса дошкольного образования; - обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка вполучении качественного дошкольного образования; - обеспечениегосударственных гарантий уровня и качества дошкольного образования; - сохранениеединства образовательного пространства относительно уровня дошкольногообразования. - позитивнаясоциализация и разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом ихвозрастных и индивидуальных особенностей; - достижение детьми дошкольного возраста уровняразвития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательныхпрограмм начального общего образования, на основе индивидуального подхода испецифичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Задачи, решение которых необходимо для реализации целей:
1. Охрана и укреплениефизического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 2. Обеспечение равныхвозможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольногодетства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса,психофизиологических и другихособенностей (в том числе, ограниченныхвозможностей здоровья). 3. Обеспечение преемственностицелей, задач и содержания образования, реализуемых в рамкахобразовательных программ дошкольного иначального общего образования. 4. Создание благоприятныхусловий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждогоребёнка как субъекта отношений с самимсобой, другими детьми, взрослыми имиром. 5. Объединение обучения ивоспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственныхи социокультурных ценностей и принятых вобществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Формирование общей культурыличности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие ихсоциальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формированиепредпосылок учебной деятельности. 7. Обеспечение вариативности иразнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольногообразования с учётом образовательныхпотребностей, способностей и состояния здоровья детей. 8. Формирование социокультурнойсреды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим ифизиологическим особенностям детей. 9. Обеспечение психолого –педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законныхпредставителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровьядетей.
1.2. Принципы и подходы кформированию программы
Рабочаяпрограмма подготовительной группы сформирована на основе требований ФГОС ДО,предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования иее объему. Программаопределяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровнедошкольного образования. Рабочаяпрограмма обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различныхвидах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальныхпсихологических и физиологических особенностей. Рабочаяпрограмма подготовительной группы сформирована, как программапсихолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основныххарактеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемыерезультаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Впрограмме учитываются:
- индивидуальныепотребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; - возможности освоения ребенком Программы наразных этапах ее реализации. Основнымипринципами формирования Программы являются: - принцип развивающего образования, цельюкоторого является развитие ребёнка; - принцип научной обоснованности и практическойприменимости (соответствует основным положениям возрастной психологии идошкольной педагогики); - принцип полноты необходимости и достаточности(поставленные цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале,максимально приближаясь к разумному минимуму); - принцип единства воспитательных, развивающих иобучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, впроцессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которыеимеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; Содержание рабочейпрограммы подготовительной группы построено с учётом основных принциповдошкольного образования: - полноценноепроживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детскогоразвития; - построениеобразовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждогоребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своегообразования, становится субъектом образования; - содействие исотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений; - поддержкаинициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничествоДОУ с семьёй; - приобщениедетей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формированиепознавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видахдеятельности; - возрастнаяадекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методоввозрасту и особенностям развития). При выборе образовательных методик предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной,художественно – эстетической, социальной сферы развития. Образовательная деятельность с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Выполнение программных задач происходит путем использования проектного метода, проблемного обучения, интегрированного и комплексного обучения. Формы реализации образовательной программы. При организации форм реализации рабочей программы подготовительнойгруппы учитывается принцип интеграции образовательных областей (физическоеразвитие, познавательное и речевое развитие, социально – коммуникативное ихудожественно – эстетическое) в соответствии с возрастными возможностями иособенностями воспитанников подготовительной группы. Реализациярабочей программы подготовительной группы осуществляется в формах,специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры,познавательной и исследовательской деятельности, при решении проблемныхситуаций, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическоеразвитие ребенка. Непосредственно-образовательнаядеятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально.Педагогам предоставляется правоварьировать место осуществления непосредственно образовательнойдеятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательныхзадач, интереса детей подготовительной группы. Характервзаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический. 1.3. Характеристика особенностей развития детей 6 - 7 лет
В сюжетно-ролевых играхдети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей,отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся болеесложными, обретают особый смысл, который невсегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В немможет быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Приэтом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менятьсвое поведение в зависимости от места в нем. Дети седьмого года жизни могут комментировать исполнение ролитем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературныхпроизведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают болеедетализированный характер, обогащается ихцветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчикови девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д.Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовыесюжеты: мама и дочка, комната и т.д. При правильном педагогическом подходеу детей формируются художественно - творческие способности в изобразительнойдеятельности. Изображение человека становится еще более детализированным ипропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,подбородок. Одежда может быть украшенаразличными деталями. Дети подготовительной кшколе группы в значительной степени освоили конструирование из строительногоматериала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, какизображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивныеособенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства сознакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятсясимметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Вэтом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, ноэтому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступендетям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжаетразвиваться восприятие, однако они не всегдамогут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развиваетсяобразное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степениеще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение,однако часто приходится констатировать снижение развития воображения вэтом возрасте в сравнении состаршей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,приводящими к стереотипности детскихобразов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторыхвидах деятельности время произвольного сосредоточения достигает30минут. У детей продолжает развиваться речь; ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь,так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активноупотреблять обобщающиесуществительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильноорганизованной образовательной работы у детей подготовительной к школе группы развивается диалогическая инекоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.Основные достижения связаны сосвоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общенияс людьми.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Целевые ориентиры дошкольногообразования, представленные в ФГОС ДО – это ориентир для педагогов и родителей,обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевыеориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однакопедагоги должны выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка.Для этого им необходимо проводить оценку своей работы, которая позволитоптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Такая оценкапроизводится педагогическими работникамив рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детейподготовительной группы, связанной с оценкой эффективности педагогическихдействий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностьюдетей в спонтанной и специально организованной деятельности. Индивидуальнуюдинамику и перспективы развития каждого ребёнка подготовительной группы во всехвидах детской деятельности педагогинашей группы фиксирует в индивидуальной карте наблюдения детского развития икорректирует свои действия. Индивидуальный маршрут развития ребёнка корректируется с учётом особенностей развития детей сограниченными возможностями здоровья. 2.1Целевые ориентиры на этапе возраста семи лет
- ребёнок овладевает основными культурнымиспособами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,участников по совместной деятельности; - ребёнок обладает установкой положительногоотношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладаетчувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками ивзрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитыватьинтересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараетсяразрешать конфликты; - ребёнокобладает развитым воображением, которое реализуется в разных видахдеятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видамиигры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилами социальным нормам; - ребёнок достаточно хорошо владеет устнойречью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь длявыражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания вситуации общения, может выделять звуки всловах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать своидвижения и управлять ими; - ребёнок способен к волевым усилиям, можетследовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правилабезопасного поведения и личной гигиены; - ребёнок проявляет любознательность, задаётвопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями,пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать иэкспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном исоциальном мире, в котором он живёт, знаком с произведениями детскойлитературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятиюсобственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видахдеятельности. 2.3. Планируемыерезультаты освоения рабочей программы подготовительной группы по образовательным областям. Планируемые результаты освоения программыконкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемойучастниками образовательных отношений.
14 августа 2016 в 14:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.