Елисеева Екатерина Александровна персональный сайт педагога

Рабочая программа 2016-2017 подготовительная группа

Home

Рабочая программа Подготовительной группы за 2016-2017уч.год

Воспитатели: Е.А. Елисеева; О.В. Метлева

 

 

Пользователь

[Выберите дату]

 

 


 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа  подготовительной группы является документом,  представляющим модель образовательного процессаМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детскогосада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности попознавательно-речевому направлению развития детей второй категории № 62«Рябинка». Рабочая программа подготовительной группы разработана на основепримерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» подредакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. и направлена на создание условий развития ребенкаоткрывающих возможности для его позитивной социализации, его личностногоразвития, развития инициативы и творческих способностей на основесотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видамдеятельности; на создание развивающей образовательной среды, котораяпредставляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.  

Программа  разработана в соответствии с нормативнымиправовыми документами:

- Федеральный  закон  «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 № 273-ФЗ

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013 г.№ 1155

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 15 мая 2013 г.N26 г.Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режимаработы дошкольных образовательных организаций»

 

1.1. Цели и задачи программы

Цели программы:

-       повышениесоциального статуса дошкольного образования;

-       обеспечение   равенства возможностей для каждого ребенка вполучении качественного дошкольного образования;

-       обеспечениегосударственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;

-       сохранениеединства образовательного пространства относительно уровня дошкольногообразования.

-       позитивнаясоциализация и разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом ихвозрастных и индивидуальных особенностей;

-        достижение детьми дошкольного возраста уровняразвития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательныхпрограмм начального общего образования, на основе индивидуального подхода испецифичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

           Задачи, решение которых необходимо для реализации целей:

       1. Охрана и укреплениефизического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального  благополучия.

       2. Обеспечение равныхвозможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольногодетства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса,психофизиологических  и другихособенностей (в том  числе, ограниченныхвозможностей здоровья).

      3. Обеспечение преемственностицелей, задач и содержания образования, реализуемых в рамкахобразовательных  программ дошкольного иначального общего образования.

      4. Создание благоприятныхусловий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждогоребёнка как субъекта отношений  с самимсобой, другими  детьми, взрослыми имиром.

      5. Объединение обучения ивоспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственныхи социокультурных  ценностей и принятых вобществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

       6. Формирование общей культурыличности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие ихсоциальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формированиепредпосылок учебной деятельности.  

      7. Обеспечение вариативности иразнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольногообразования  с учётом образовательныхпотребностей, способностей и состояния здоровья детей.

      8. Формирование социокультурнойсреды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим ифизиологическим особенностям детей.

      9. Обеспечение психолого –педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законныхпредставителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровьядетей.

 

         1.2. Принципы и подходы кформированию программы

Рабочаяпрограмма подготовительной группы сформирована на основе требований ФГОС ДО,предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования иее объему.

Программаопределяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровнедошкольного образования.

Рабочаяпрограмма обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различныхвидах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальныхпсихологических и физиологических особенностей.

Рабочаяпрограмма подготовительной группы сформирована, как программапсихолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основныххарактеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемыерезультаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Впрограмме учитываются:

- индивидуальныепотребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

-  возможности освоения ребенком Программы наразных этапах ее реализации.

Основнымипринципами формирования Программы являются:

- принцип развивающего образования, цельюкоторого является развитие ребёнка;

- принцип научной обоснованности и практическойприменимости (соответствует основным положениям возрастной психологии идошкольной педагогики);

- принцип полноты необходимости и достаточности(поставленные цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале,максимально приближаясь к разумному минимуму);

- принцип единства воспитательных, развивающих иобучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, впроцессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которыеимеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Содержание рабочейпрограммы подготовительной группы построено с учётом основных принциповдошкольного образования:

- полноценноепроживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детскогоразвития;

- построениеобразовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждогоребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своегообразования, становится субъектом образования;

- содействие исотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений;

- поддержкаинициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничествоДОУ с семьёй;

- приобщениедетей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формированиепознавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видахдеятельности;

- возрастнаяадекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методоввозрасту и особенностям развития).

При  выборе  образовательных методик   предпочтение отдается  развивающим  методикам, способствующим  формированию познавательной,художественно – эстетической, социальной сферы  развития.   Образовательная деятельность   с детьми,  в  основе которых  доминирует  игровая деятельность, в  зависимости  от  программного  содержания, проводятся  фронтально, подгруппами, индивидуально. Выполнение  программных задач  происходит  путем использования  проектного  метода, проблемного  обучения, интегрированного и  комплексного обучения.

Формы реализации образовательной программы.

          При  организации форм  реализации рабочей программы подготовительнойгруппы учитывается принцип интеграции образовательных областей (физическоеразвитие, познавательное и речевое развитие, социально – коммуникативное ихудожественно – эстетическое) в соответствии с возрастными возможностями иособенностями воспитанников подготовительной группы.

          Реализациярабочей программы подготовительной группы осуществляется в формах,специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры,познавательной и исследовательской деятельности, при решении проблемныхситуаций, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическоеразвитие ребенка.

          Непосредственно-образовательнаядеятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется  фронтально, по подгруппам или индивидуально.Педагогам предоставляется  правоварьировать место осуществления непосредственно образовательнойдеятельности  в зависимости  от поставленных  образовательных, развивающих и воспитательныхзадач, интереса детей подготовительной группы.

          Характервзаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.

1.3. Характеристика особенностей развития детей 6 - 7 лет

В сюжетно-ролевых играхдети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей,отражающие характерные значимые жизнен­ные ситуации. Игровые действия становятся болеесложными, обретают осо­бый смысл, который невсегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В немможет быть несколько центров, каждый из которых под­держивает свою сюжетную линию. Приэтом дети способны отслеживать пове­дение партнеров по всему игровому пространству, менятьсвое поведение в зависимости от места в нем. Дети  седьмого года жизни могут комментировать исполнение ролитем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературныхпроизведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становят­ся сложнее. Рисунки обретают болеедетализированный характер, обогащается ихцветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками маль­чикови девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные дей­ствия и т.д.Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовыесюжеты: мама и дочка, комната и т.д. При правильном педагогическом подходеу детей формируются художест­венно - творческие способности в изобразительнойдеятельности. Изображение человека становится еще более детализированным ипропорциональным. Появ­ляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,подбородок. Одежда может быть украшенаразличными деталями.

Дети подготовительной кшколе группы в значительной степени освоили конструирование из строительногоматериала. Они свободно владеют обоб­щенными способами анализа, какизображений, так и построек; не только ана­лизируют основные конструктивныеособенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства сознакомыми им объемными пред­метами. Свободные постройки становятсясимметричными и пропорциональ­ными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Вэтом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бума­ги и придумывать собственные, ноэтому их нужно специально обучать. Дан­ный вид деятельности не просто доступендетям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжаетразвиваться восприятие, однако они не всегдамогут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развиваетсяобразное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степениеще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение,од­нако часто приходится констатировать снижение развития воображения вэтом возрасте в сравнении состаршей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,приводящими к сте­реотипности детскихобразов. Продолжает развиваться внимание, оно стано­вится произвольным. В некоторыхвидах деятельности время произвольного сосредоточения достигает30минут. У детей продолжает развиваться речь; ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь,так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активноупотреб­лять обобщающиесуществительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильноорганизованной образовательной работы у детей подготовительной к школе группы развивается диалогическая инекоторые виды монологической речи. В подгото­вительной к школе группе завершается дошкольный возраст.Основные дости­жения связаны сосвоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общенияс людьми.

 

2.ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

 

Целевые ориентиры дошкольногообразования, представленные в ФГОС ДО – это ориентир для педагогов и родителей,обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевыеориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения  с реальными достижениями детей.

      Однакопедагоги должны выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка.Для этого им необходимо проводить оценку своей работы, которая позволитоптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

       Такая оценкапроизводится  педагогическими работникамив рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детейподготовительной группы, связанной с оценкой эффективности педагогическихдействий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

      Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностьюдетей в спонтанной и специально организованной деятельности. Индивидуальнуюдинамику и перспективы развития каждого ребёнка подготовительной группы во всехвидах детской деятельности  педагогинашей группы фиксирует в индивидуальной карте наблюдения детского развития икорректирует свои действия.

        Индивидуальный маршрут развития ребёнка корректируется  с учётом особенностей развития детей сограниченными возможностями здоровья.

2.1Целевые ориентиры на этапе возраста семи лет

- ребёнок овладевает основными культурнымиспособами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность  в разных видах деятельности – игре, общении,познавательно – исследовательской деятельности, конструировании  и др.; способен выбирать себе род занятий,участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительногоотношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладаетчувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками ивзрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитыватьинтересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараетсяразрешать конфликты;

-  ребёнокобладает развитым воображением, которое реализуется в разных видахдеятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видамиигры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилами социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устнойречью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь длявыражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания вситуации общения, может выделять звуки  всловах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать своидвижения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, можетследовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правилабезопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаётвопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями,пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать иэкспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном исоциальном мире, в котором он живёт, знаком с произведениями детскойлитературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятиюсобственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видахдеятельности.

2.3. Планируемыерезультаты освоения рабочей программы подготовительной группы  по образовательным областям.

Планируемые результаты освоения программыконкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам  в обязательной части и части, формируемойучастниками образовательных отношений.

 

Умения и навыки  в ОО «Социально- коммуникативное развитие»

Ребенок самостоятельно выбирает и придумывает сюжеты игр, договаривает и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет. Оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в дидактических играх, может объяснить сверстникам правила игры. Моделирует предметно- игровую среду, проявляет интерес к театрализованной деятельности.

     Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте. Знает и соблюдает элементарные  правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Соблюдает элементарные правила дорожного движения, различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение, понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки.

     Выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет неполадки во внешнем вида. Проявляет трудолюбие, планирует свою трудовую деятельность.

 

Умения и навыки  в ОО «Познавательное   развитие»

Ребенок самостоятельно создает различные конструкции одного и того же объекта. Создает модели из конструктора по рисунку и словесной инструкции. Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых. Знает герб, флаг, гимн России, столицу, достопримечательности родного края. Знает количественный и порядковый счет в пределах 20, состав числа до 10 из единиц и из двух меньших  (до 5). Составляет и решает задачи в 1 действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками. Знает способы измерения величины: длины, объема, массы. Пользуется условной меркой. Называет отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар, куб, проводит их сравнение. Умеет делить фигуры на несколько частей и составлять целые. Владеет временными понятиями: день- неделя- месяц, минута- час, последовательность времени года и дней недели

Умения и навыки  в ОО «Художественно-эстетическое е развитие»

Различает живопись, графику, скульптуру, декоративно- прикладное и народное искусство. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные композиции, используя разные материалы и способы создания изображений. Лепит различные предметы, создает композиции налепом и рельефом. Расписывает вылепленные  изделия по мотивам народного творчества. Использует бумагу разной фактуры, различные способы вырезания и обрывания. Создает сюжетные и декоративные композиции.

- Различает жанры музыкальных произведений, может петь в сопровождении музыкального инструмента, индивидуально и коллективно. Может ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно инсценирует песни, хороводы. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. Исполняет сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Умения и навыки  в ОО «Речевое  развитие»

14 августа 2016 в 14:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.